СОТРУДНИЧЕСТВО ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности детей. Это связано с пониманием её определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам творческого человека, как способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе, что продиктовано социально-экономическими условиями нашей страны. В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству.Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка будущей творческой деятельности. Поэтому необходимо совместными усилиями поддерживать и стимулировать развитие у детей творческого начала. Для всестороннего развития творческой личности ребёнка необходимо взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Обычно родители акцентируют внимание на развитии речи, мышления и памяти малыша, при этом забывая про развитие творчества и воображения. Развитие творческих способностей должно обязательно идти в ногу со всеми остальными направлениями развития каждого ребенка. И пусть малыш не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также человеком, который будет способен самостоятельно преодолевать возникшие на его пути трудности и решать задачи. Очень часто родители несерьезно воспринимают «небылицы» своих маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе взрослые даже их пресекают. Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного возраста. И не стоит ни в коем случае мешать этому процессу. Просто сделайте вид, что верите в доброго волшебника и в то, что непременно сегодня побываете на Луне и т.п. Именно в таких «воображалках» и зарождается творческий потенциал. Взрослые должны знать и помнить о том, что пик творчества у детей наступает в 3-4 года. В этом возрасте малыши могут насочинять такое, что мы, взрослые просто диву даемся – каким образом это вообще можно придумать. На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды детской деятельности (изобразительная, конструктивная, театрализованная), которым уделяется достаточное внимание в детском саду. Но гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Именно, пример родителей, их заинтересованность и участие определяют результативность любого мероприятия. Чрезмерная серьезность, скованность и консервативность родителей не совсем подходящие помощники для того, чтобы развивать творческие способности детей. Взрослым в обязательном порядке стоит научиться играть в детские игры. Веселитесь, шалите и не бойтесь на определенное время стать детьми. Нарушайте иногда существующие правила поведения взрослых, ведь все это во имя ваших же детей. И это не только сблизит вас с ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет своего образа хорошей «здоровой» психотерапией, позволяющей отвлечься, отдохнуть и если хотите, даже снять напряжение или стресс. В обязательном порядке сочиняйте с ребенком сказки, стихи, придумывайте несуществующие растения и животных, т.е. поддерживайте всячески творческую инициативу малыша. Педагоги могут обмениваться с родителями рекомендациями, например: «Что могут сделать родители вместе с детьми дома», советами, например: «Как творчески развивать ребёнка», мнениями, например: «Создание условий для организации самостоятельной творческой деятельности детей дома и в образовательном учреждении». Родители могут принимать активное участие в педагогическом процессе, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации художественно-продуктивной деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители самостоятельно могут заниматься с детьми и дома. И это совсем не сложно, а даже наоборот, весьма увлекательно и интересно. 1. Окружающий мир На прогулке, транспорте, дома — в общем, везде, где вы находитесь вместе со своим ребенком обсуждайте, что именно вас окружает и, что происходит вокруг вас. Такое общение архиважное не только для воображения малыша, но для всего развития в целом. Ваши рассказы о животных, явлениях природы, растениях и других вещах окружающего мира, ваша речь – это самый первый и очень важный урок для ребенка. Таким образом, переданные вами знания и понятия будут хорошим стартом для последующего обучения ребенка, развитие его способностей, и в том числе и творческих. 2. Развивающие игрушки и игры Желательно родителям по возможности следить за тем, чтобы в арсенале непоседы было как можно больше полезных игрушек. В обязательном порядке должны присутствовать конструкторы и мозаики, но естественно все должно соответствовать возрасту ребенка. «Превращение» Нарисуйте 4 круга ребенку, и дайте ему возможность пофантазировать: пускай он их во что-нибудь превратит (дорисует). К примеру, в цветок, солнце, снеговик, воздушный шарик и т.п. Кстати, тоже самое можно и проделать с остальными геометрическими фигурами. «Что там такое?» Необходимо положить какой-нибудь предмет в шкатулку или коробочку и пусть ваш любимый выдумщик угадает, что же там находится, но при этом он может задавать вам сопутствующие вопросы и строить свои догадки. «Хорошо - плохо» Взрослые называют предмет, а малыш должен сказать, как он считает, что в нем плохо и что — хорошо. Например, утюг: хорошо, что можно погладить белье, плохо, что можно обжечься. Ветер: хорошо — не жарко в солнечный день, плохо - можно простудиться и заболеть и так далее. «Игры со словами» Если стоите в очереди в магазине или поликлинике, идете с детского сада, играйте с малышом в слова: вы называете определенное слово, а он пусть учится подбирать к нему противоположное слово по значению (антоним): добрый - злой, сухой - мокрый, черный - белый; синоним (близкое по значению): красивый - прекрасный, работать – трудиться и т.д. «Нестандартные задачки» Необходимо чтобы ребенок пытался найти предметам необычный способ использования. К примеру, ложкой можно не только кушать, но и переливать жидкость из одной емкости в другую и т.п. Постарайтесь придумать необычный способ использования мяча, зеркала, кружки и других предметов. И самое важное: не бойтесь сами придумывать различные задачки для «всезнающего» детского ума. Одним из вариантов может быть и это: в город приехал цирк, но по каким-то причинам в городе закончился весь клей и афиши расклеить нечем. А как тогда сделать так, чтобы все жители узнали про цирк? Или: вся семья пошла в лес и взяли с собой хлеб, консервы, компот, а нож забыли. И как теперь открыть банку? «Что будет, если…» Предоставьте возможность малышу пофантазировать: что будет, если вдруг все станут великанами или кошки начнут говорить человеческим языком и так далее. 3. Рисование Дайте своему малышу в руки фломастеры, кисточки, краски, карандаши. Запаситесь бумагой и, конечно, … терпением. Да, безусловно, вам придется, потом стирать перепачканные штанишки и рубашки и следить за тем, чтобы маленький художник не изрисовал весь дом, а ограничился только лишь бумагой. Ничего страшного в этом нет, все через это проходят! Вдруг у вас растет маленький «Репин» или «Пикассо»! Лучше заняться рисованием вместе с малышом и научить его правильно держать кисточку и пользоваться красками. Вначале лучше всего изучить все цвета, а затем приступить к рисованию. Начинайте с рисования простых геометрических фигур. Но при этом стоит непременно обсуждать весь процесс, а особенно первые «шедевры» ребенка. И, когда он уже научится многому, то дайте волю его самостоятельности. 4. Лепка По каким-то причинам далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И очень зря! Ведь именно лепка очень полезна для ребенка, она развивает пальчики, и к тому же пробуждает творческие способности детей и позволяет малышу проявить всю его фантазию. На первых началах вы будите лепить шарики, колбаски, колечки, а затем постепенно малышу самому захочется расширить свой спектр умений и он начнет лепить что-то уже более сложное. Родители обратите внимание на то, чтобы пластилин был мягкий и яркий! 5. Чтение Читать детям требуется не только на ночь, но и в любое другое время. Это должны быть подобранные по возрасту и желательно интересу ребенка сказки, рассказы, стихи, литературные произведения. Некоторые специалисты утверждают, что чтению для ребенка необходимо уделять не менее 30 минут в день. А если вы будите вместе с ним посещать библиотеку, то увидите, когда он подрастет и пойдет в школу — он сам будет захаживать частенько в библиотеку. Книга, как ничто другое дает определенный полет фантазии и огромную возможность для воображения, а значит и способствует развитию творческого потенциала. 6. Музыка Детские песенки и классическую музыку ребенок должен слушать с раннего детства. Это положительно влияет на развитие памяти и образного мышления. И постепенно вы вместе с ним будете петь сами песенки. В случае, если вас каким-то образом обошли музыкальные способности, то по желанию малыша можно отдать его и в танцевальный кружок или кружок по обучению игре на конкретном музыкальном инструменте. 7. Аппликация Не бойтесь давать в руки ребенка ножницы. Пускай сначала под вашим присмотром он вырежет определенный предмет, а вы в свою очередь объясните ему все необходимые правила соблюдения техники безопасности и памятку по пользованию ножниц. Начните с простой аппликации из геометрических фигур. Можно, к примеру, нарисовать на цветной бумаге фигуры, а затем пусть малыш вырежет и сам составит аппликацию по своему замыслу. Очень удобно также использовать уже готовые комплекты для аппликаций. Родителям, прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, необходимо помнить о самых простых истинах:
Когда-то очень мудрый восточный мудрец сказал: «Ребёнок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Вот этой мудростью стоит руководствоваться при воспитании маленького творца. В заключении хочется сказать, что правильно организованное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросе развития творческих способностей детей поможет создать условия для раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. |